moodle

logo 2019 2
КАСПИЙСКИЙ ИНСТИТУТ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
имени генерал-адмирала Ф.М. Апраксина -
филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
"Волжский государственный университет водного транспорта"
Храм

z4

С. О. Барышников, д-р техн. наук, профессор, ректор Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова, председатель Северо-Западного регионального отделения ОО «Российская академия транспорта»

(4 часть, завершение)

АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ МОРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Чтобы выпускники морских учебных заведений (МУЗов) быстро адаптировались к меняющимся потребностям судоходной индустрии, необходимо разработать государственный механизм адаптации, который должен эффективно применяться и контролироваться. МУЗам должна предоставляться определенная свобода действий для разработки и введения в действие различных курсов, адаптирующих подготовку ФОТО: моряков к требованиям индустрии. Концентрация курсов в определенных МУЗах увеличит их соответствие требованиям рынка. Разумная централизация путем объединения ресурсов транспортного, военно-морского и рыбопромыслового флота послужила бы повышению конкурентоспособности МУЗов. Одна из форм сотрудничества – обмен студентами и персоналом МУЗов. В профессиональной мобильности сосредоточена адаптационная суть морской профессии. Для этого необходимо разрабатывать и внедрять единую нормативно-правовую и учебную базу.

На одном из первых мест стоит задача повышения эффективности изучения английского языка. Учебные стандарты и программы необходимо совершенствовать таким образом, чтобы они носили расширенный статус и поддерживали возможность продолжать работу в индустрии на берегу после прекращения работы на море. Учебные стандарты должны позволять повышать качество и расширять возможности трудоустройства. Необходимо принять за очевидный факт, что имеется большое количество моряков, которые после нескольких лет плавания будут работать на берегу. Для облегчения такого перехода в программах обучения должна быть предусмотрена «береговая часть». При этом внедрение электронных технологий и автоматизации не стимулирует углубления технических знаний моряков. Кроме того, необходима трансформация профессии в область коммерческого менеджмента, что более актуально для современной индустрии.

Персонал учебных заведений должен отлично знать современную технику и технологии, а также новые технические средства обучения. Преимущество при приеме на работу должны иметь преподаватели, имеющие рабочие дипломы без ограничений, ученые степени и склонные к занятию исследовательской деятельностью. Повышение квалификации преподавателей должно проводиться на национальной основе, но в Европе необходимо организовать серию современных курсов, на которых преподаватели могли бы проходить повышение квалификации и в дальнейшем быть «мультипликаторами» передовых технологий в своих странах. Высококвалифицированный преподавательский персонал или штат – самый важный элемент для улучшения стандартов подготовки моряков. Персонал учебных заведений должен осознавать себя частью международной экономической системы, в которой работает национальный МУЗ, включенный также в национальную систему образования.

Необходима работа по отбору абитуриентов для поступления в МУЗы из числа лучших выпускников средних общеобразовательных школ. При поступлении в МУЗы с целью отбора наиболее мотивированных для работы на флоте необходимо учитывать портфолио: опыт занятий в морских классах, школах юнг и т. д. Студенты всех МУЗов должны проходить подготовку на современных тренажерах, которые для экономии ресурсов могут быть сконцентрированы в ограниченном количестве на базе учебных центров. В обучении курсантов следует в полной мере задействовать передовые продукты информационных технологий. Необходимо тесное сотрудничество с судовладельцами по организации плавательной практики курсантов. При этом нужно создать условия, чтобы подготовленные на современной дорогостоящей материально-технической базе национальные кадры работали на национальном флоте. Для этого государство должно проводить эффективную политику, направленную на повышение привлекательности морской профессии и оптимальное использование ресурсов.

 
СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ
по вопросам антикоррупционной, антинаркоти- ческой и антитеррористической защищенности
8(8512)44-27-71, доб.129