В Каспийском институте морского и речного транспорта имени генерал-адмирала Фёдора Матвеевича Апраксина - филиале ФГБОУ ВО «ВГУВТ» с 2012 года осуществляется деятельность по разработке, внедрению и функционированию системы менеджмента качества (далее - СМК).
Модель СМК филиала учитывает основные требования типовой модели системы качества образовательного учреждения, базируется на применении международных стандартов ISO серии 9001 с ориентацией на «процессный» подход при разработке, функционировании и улучшении результативности СМК, имеет направленность на адаптацию к требованиям «Стандартов и Директив для гарантии качества Высшего образования в Европейском пространстве», разработанных Европейской Ассоциацией Гарантии Качества (ENQA) в высшем образовании, перспективно ориентирована на внедрение системы всеобщего менеджмента качества как залога обеспечения непрерывного участия каждого из работников в процессе улучшения качества.
Ключевые принципы, положенные в основу создания, функционирования и дальнейшего совершенствования СМК Каспийского института морского и речного транспорта имени генерал-адмирала Фёдора Матвеевича Апраксина - филиала ФГБОУ ВО «ВГУВТ» приводятся в Руководстве по качеству. СМК распространена на все подразделения филиала. Реализуемая модель СМК направлена на обеспечение гарантий качества образовательных услуг, научной продукции, укрепление доверия российских и зарубежных потребителей, закрепление позиций филиала на российском и международном рынках научно-образовательных услуг. Эти принципы СМК сформулированы в виде Политики в области качества. Политика в области качества филиала также отражает нацеленность на выполнение требований Международной конвенции ПДНВ и ориентацию на основные группы потребителей с выделением их ключевых потребностей и запланированных методов удовлетворения этих потребностей. На основании Политики и достижения её положений ежегодно разрабатываются Цели в области качества, которые имеют измеримые показатели, установленные сроки исполнения и ответственных исполнителей. Выполнение поставленных Целей позволяет увеличить результативность всех видов подготовки и удовлетворенность потребителей услуг.
В соответствии с требованиями Международного стандарта и с целью обеспечения возможности постоянного улучшения результативности и эффективности СМК руководством университета определены: процессы, необходимые для СМК, и их применение в филиале; последовательность и взаимодействие процессов; критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности, как при осуществлении, так и при управлении процессами; ресурсы и информация, необходимые для поддержки этих процессов и их мониторинга; порядок мониторинга, измерения и анализа этих процессов; меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.
В качестве механизмов обратной связи в СМК используются внутренние аудиты и анкетирование. Ежегодно на факультетах, кафедрах и в структурных подразделениях филиала проводятся внутренние аудиты СМК в соответствии с утвержденным годовым планом аудитов, основными целями которых являются: подтверждение соответствия деятельности по оказанию образовательных и иных видов услуг требованиям нормативной документации СМК; оценка результативности и эффективности СМК; поддержание СМК в рабочем состоянии; выявление возможности улучшения СМК.
Объектами мониторинга внутренней системы оценки качества образования являются:
- содержание ООП (соответствие ФГОС, документам СМК, актуальность программы на момент ее реализации, обеспеченность учебно-методическими материалами, материальная база);
- динамика квалификационного и компетентностного уровня преподавателей, участвующих в реализации ООП в соответствии с требованиями ФГОС;
- качество проведения аудиторных занятий, организации практик, НИРС;
- соблюдение кафедрами процедур текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации в соответствии с документами СМК;
- остаточные знания студентов;
- совершенствование фондов оценочных средств и технологий оценивания;
- качество организации и результатов курсового и дипломного проектирования в соответствии с документами СМК;
- совершенствование ООП по результатам внутренних независимых оценок качества;
- совершенствование ООП по результатам оценки работодателей (по результатам отчетов председателей ГАК, ГЭК, социологических опросов работодателей);
- удовлетворенность обучающихся качеством преподавания дисциплин (посредством социологических опросов по вопросам качества учебного процесса в целом и работы отдельных преподавателей).
Результативность СМК в целом подтверждается результатами обратной связи с потребителями научно-образовательных услуг, которые демонстрирует положительные тенденции их удовлетворенности. Учебно-методическим управлением и отделом маркетинга и PR проводятся следующие тематические социологические исследования:
- «Степень удовлетворенности потребителя качеством подготовки специалистов, выпускаемых филиалом»;
- «Преподаватель глазами студента»;
- «Оценка воспитательной и внеучебной работы с курсантами (студентами) филиала»;
- «Удовлетворенность персонала филиала работой в вузе»
- «Абитуриент филиала».
Результаты анкетирования обсуждаются на совещаниях, доводятся до сведения деканов факультетов, заведующих кафедрами, руководителей структурных подразделений филиала, используются в управленческих процессах. По результатам анализа результатов аудитов и социологических опросов предпринимаются своевременные действия для устранения недостатков и улучшения процессов.
Результаты мониторинга, измерения и анализа результативности работы подразделений, процессов и в целом СМК служат входными данными для годового анализа СМК со стороны руководства. С 2015 года этот анализ проводится в рамках процедуры самообследования филиала в соответствии с требованиями Минобрнауки России.
Совершенствование системы менеджмента качества филиала направлено на более полную и тесную интеграцию университета с передовыми компаниями и наукоемкими производствами, расширение международного сотрудничества филиала путем повышения результативности внутренних процессов, совершенствования и внедрения новых механизмов внутренней и внешней оценки качества образовательных программ с участием студентов и профессионального сообщества и всей СМК на российском и международном уровнях.
Результативность СМК филиала ежегодно подтверждается независимыми надзорными аудитами, проводимыми сертифицирующим органом.
Система менеджмента качества в Каспийском институте морского и речного транспорта имени генерал-адмирала Фёдора Матвеевича Апраксина - филиале ФГБОУ ВО «ВГУВТ» сертифицирована Российским морским регистром судоходства на соответствие международному стандарту менеджмента качества ISO 9001:2015.