Федеральные учебно-методические объединения в области высшего и среднего профессионального образования по УГСН и УГПС 26.00.00 «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта» организовали и провели пленум и всероссийскую научно-методическую конференцию «Направления стратегического развития отраслевого образования с учетом тенденций цифровой трансформации». Мероприятие прошло с 14 по 15 апреля в Санкт-Петербурге на базе Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.
В работе конференции и пленума Федеральных УМО приняли участие представители Федерального агентства морского и речного транспорта, Координационного совета УМО, а также высших учебных заведений и работодателей. Всего присутствовало, в том числе и в формате видеоконференцсвязи, более 100 участников из 26 организаций.
В работе пленума принял участие и Каспийский институт морского и речного транспорта имени генерал-адмирала Ф.М. Апраксина, в лице начальника учебно-методического отдела факультета высшего образования Ласкиной Натальи Евгеньевны.
На пленуме рассматривались актуальные для образования и бизнеса вопросы:
- развитие специалитета для подготовки инженеров в области водного транспорта;
- новый перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры;
- основные направления цифровой трансформации образовательного процесса;
- роль цифровой трансформации в формировании научного мировоззрения и исследовательских навыков студентов в процессе изучения профессионально-ориентированных дисциплин;
- внешний мониторинг показателей деятельности университетов в области высшего образования: задачи и перспективы;
- внутренняя система оценки качества образования;
- требования судоходного бизнеса к подготовке выпускников плавательных специальностей и потребность в них;
- цифровизация подготовки персонала Российского морского регистра судоходства;
- реализация в образовательном процессе нового Положения о дипломировании членов экипажей морских судов;
- особенности подготовки гидротехников по направлению «Водные пути, порты и гидротехнические сооружения»;
- особенности разработки федеральных государственных образовательных стандартов СПО по профессиям плавсостава;
- современные подходы к проведению промежуточной и государственной итоговой аттестации, воспитательного комплекса по программам среднего профессионального образования;
- возможность получения рабочих профессий при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования.
В результате обсуждения участники пленума приняли резолюцию, отражающую следующее:
- основным направлением развития отраслевого образования является реализация федеральных государственных образовательных стандартов в системе высшего, среднего профессионального образования и профессиональной подготовки с учетом тенденций цифровой трансформации образовательного процесса;
- сформировалась настоятельная необходимость: реализации системы качества образования, проведения внешнего мониторинга результатов деятельности образовательных организаций, усиления цифровой трансформации в формировании научного мировоззрения, исследовательских и практических навыков обучающихся, усиления практической подготовки специалистов водного транспорта, применения современных подходов к проведению промежуточной и государственной итоговой аттестации, воспитательного комплекса по программам высшего и среднего профессионального образования;
- необходимо поддержать своевременность развития специалитета для подготовки инженеров в области водного транспорта, корректировки нормативных документов по проведению государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования, а также развития взаимодействия образовательных организаций и работодателей в учебном процессе при подготовке современных высококвалифицированных специалистов.